«По просторам дороги железной…» К 150-летию Юго-Восточной железной дороги
История Юго-Восточной железной дороги началась с создания Рязанско-Козловской железной дороги, построенной в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1893 году было создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово — Воронежско — Ростовскую и Орлово — Грязи — Царицынскую железные дороги.
За время Великой Отечественной войны и оккупации немецко-фашистскими захватчиками хозяйство Юго – Восточной дороги подверглось большому разрушению. Южные участки дороги были почти полностью уничтожены немцами, другие участки подверглись большому разрушению бомбежкой и обстрелом вражеской авиации и артиллерии. Немецкими фашистами были подорваны тридцать восемь километров железно-дорожного пути, сто семьдесят стрелочных переводов, все служебно – технические помещения станций, помещения вокзалов. По мере освобождения Красной Армией временно оккупированных врагом территорий одной из главных задач было восстановление транспортной сети. Советские транспортники, которым активно помогало население освобожденных от врага районов, успешно справились с этой сложнейшей в условиях войны задачей. В годы войны железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в общенародном деле победы над врагом. С его помощью обеспечивалось перебазирование промышленности в тыл, перевозка войск, военной техники и боеприпасов, производилась доставка сырья и топлива, подвоз продовольствия, одежды, лекарственных средств, осуществлялась эвакуация населения.
В настоящее время Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Магистраль связывает южные районы России с центром, Поволжьем и Уралом и обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Также большую роль Юго-Восточная железная дорога играет в пассажирских перевозках. Управление дороги находится в городе Воронеже.
Железнодорожная наша держава
Дорог железных паутина
Легла на сотни тысяч вёрст.
Сложи все рельсы воедино -
Домчаться сможешь и до звёзд!
Вся мощь твоя, моя держава,
В литых артериях стальных.
А в стуке мчащихся составов –
Ритмичный пульс моей страны .
Пути и люди – всё из стали,
В смертельном громе и огне
Они бессменно воевали,
А фронт их был по всей стране.
От бомб стонали перегоны,
И гарью забивало грудь.
Но шли в бессмертье эшелоны,
К победе проторяя путь.
Сейчас, в стремительное время,
В эпоху новых скоростей,
Ничуть не меньше стало бремя
Надежных рельсовых путей.
Так пусть страна в составах скорых
Летит на свет грядущих лет,
И пусть в глазах у светофоров
Всегда горит зелёный свет.
(В. Осиновский - А. Горохов.)
Выставку подготовила ведущий архивист КУВО «ГАОПИ ВО» О.В. Евсюкова