Устав ГАОПИ ВО

СОГЛАСОВАН
Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
от «27»___мая____2011 г. № 769
УТВЕРЖДЕН
Приказ архивного отдела Воронежской области
от «01»__июня__2011 г. № 32-О
1. Общие положения

1.1. Казенное учреждение Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» (далее — Учреждение) создано на основании постановления правительства Воронежской области от 28.04.2011 г. № 344 «О создании казенных учреждений Воронежской области „Государственный архив Воронежской области“, „Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области“, „Государственный архив Воронежской области документов по личному составу“ путем изменения типа существующих областных государственных учреждений».

Учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями).

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Воронежской областью для оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере архивного дела путем изменения типа областного государственного учреждения «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области».

Официальное полное наименование Учреждения: казенное учреждение Воронежской области «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области».

Официальное сокращенное наименование Учреждения: КУВО «ГАОПИ ВО».

1.2. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Воронежская область.

Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет архивный отдел Воронежской области.

Полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее — Департамент).

1.3. Учреждение находится в ведомственном подчинении архивного отдела Воронежской области (далее — Учредитель), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Настоящий Устав, изменения и дополнения к нему утверждаются Учредителем после согласования с Департаментом.

1.4. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, бланки, штампы, круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя на русском языке.

1.5. Учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, законами Воронежской области, нормативными правовыми актами Воронежской области, приказами Учредителя, Департамента и настоящим Уставом.

Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.

1.8. Юридический адрес (местонахождение Учреждения):

Российская Федерация, Воронежская область, 394006 г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, д. 31.

1.9. Учреждение не имеет филиалов и представительств.

1.10. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

1.11. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые ему в установленном законом порядке лицевые счета.

1.12. Учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты Учреждению не предоставляются.

2. Предмет и цели деятельности Учреждения

2.1. Целями создания Учреждения являются:

  • обеспечение сохранности и государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в Учреждении;
  • комплектование Учреждения документами общественных организаций, объединений, политических партий, движений, союзов, благотворительных фондов, действующих на территории области;
  • информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, негосударственных и общественных организаций, объединений; использование и публикация архивных документов; создание информационно-поисковых систем, банков и баз данных о документах Учреждения;
  • ведение научно-исследовательской и методической работы в области архивоведения, документоведения и археографии, внедрение передовых технологий и опыта в практику работы;

2.2. Предметом деятельности Учреждения является обеспечение сохранности, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в Учреждении, ведение научно-методической, культурно-просветительской деятельности для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в ретроспективной информации, и иная деятельность Учреждения, направленная на достижение целей создания Учреждения.

2.3.Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

2.3.1. Осуществляет хранение, ведет государственный учет документов, представляет Учредителю сведения для централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

2.3.2. Осуществляет комплекс мер по улучшению физического состояния документов, проводит их реставрацию, консервацию, страховое копирование. Ведет выявление, учет, описание особо ценных документов. Проводит экспертизу научной, исторической и практической ценности документов, хранящихся в Учреждении.

2.3.3. Разрабатывает, в установленном порядке ведет списки общественных организаций и иных собственников, документы которых подлежат передаче на государственное хранение в Учреждение, систематически ведет работу по их уточнению. Организует экспертизу и отбор на государственное хранение документов, их научно-техническую обработку.

2.3.4. Принимает в установленном порядке меры к пополнению Учреждения документами, находящимися в собственности негосударственных учреждений, общественных объединений и граждан, к выявлению и получению из зарубежных и других российских архивов подлинников и (или) копий архивных документов своего профиля.

2.3.5. Осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и организацией документов в делопроизводстве общественных организаций — источников комплектования на основе договорных отношений с ними. Ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в ведомственных архивах.

2.3.6. Совместно с органами государственной власти, общественными организациями участвует в мероприятиях по совершенствованию и развитию сети ведомственных архивов, в совершенствовании их работы по улучшению организации документов в делопроизводстве на основе внедрения государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации.

2.3.7. Оказывает помощь организациям в выполнении работ по обеспечению сохранности, упорядочению и использованию документов, разработке инструкций и методических пособий, регламентирующих организацию документов в делопроизводстве и работу ведомственных архивов, в том числе на договорной основе.

2.3.8. С учетом потребностей использования документов проводит работу по созданию и совершенствованию системы научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда Российской Федерации, хранящимся в Учреждении, на основе научной разработки архивных фондов, внедрения автоматизированных информационно-поисковых систем. Создает банки и базы данных, архивные справочники в традиционной, а также в электронной форме для обеспечения поиска информации.

2.3.9. Изучает и выявляет общественные потребности в ретроспективной документной информации. Информирует органы государственной власти и государственного управления, иные заинтересованные организации о документах Учреждения по актуальным проблемам для использования в экономических, научных и социально-культурных целях.

2.3.10. Исполняет запросы государственных, иных организаций, граждан Российской Федерации, зарубежных организаций и граждан по документам Учреждения, в том числе на договорной основе, изготавливает для них копии архивных документов, выдает им справки социально-правового характера, в том числе в электронной форме.

2.3.11. Предоставляет документы или их копии, информационные базы данных, архивные справочники для изучения в читальном зале Учреждения. Организует документальные выставки. Информирует о документах Учреждения через средства массовой информации и иным способом.

2.3.12. Осуществляет самостоятельно или с участием научных и иных учреждений подготовку и издание сборников архивных документов, архивных справочников, путеводителей, документальных публикаций, организует и проводит научные и научно-практические конференции, архивные чтения, в том числе с привлечением спонсорских средств и грантов. Организует документальные выставки, школьные уроки, экскурсии.

2.3.13. Проводит совместно с научными учреждениями или самостоятельно научные исследования по архивоведческой и документальной проблематике, внедряет их результаты в практику работы Учреждения. Принимает участие в работе научно-методического Совета архивных учреждений Центрального федерального округа Российской Федерации и научно-методического Совета архивного отдела и архивных учреждений области.

2.3.14. Разрабатывает и внедряет методические пособия по вопросам архивного дела и организации документов в делопроизводстве; проводит стажировки работников архивов и делопроизводственных подразделений организаций. Осуществляет научно-техническую информацию.

2.3.15. Развивает деловые, научно-технические, производственные и другие связи с отечественными и зарубежными партнерами.

2.3.16. На основе государственных программ развития архивного дела, отраслевых программ, с учетом анализа состояния дел, самостоятельно разрабатывает и по согласованию с Учредителем утверждает планы работы, представляет отчеты о своей деятельности.

2.3.17. Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы работы на базе отраслевых нормативов, результатов научных исследований, изучения и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта.

2.3.18. Своевременно рассматривает предложения, заявления, жалобы юридических и физических лиц и принимает по ним необходимые меры. Ведет прием граждан по вопросам, относящимся к его компетенции.

2.3.19. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, других охраняемых законом тайн, содержащихся в документах Учреждения. В установленном порядке ведет работу по рассекречиванию архивных документов.

2.3.20. Осуществляет другие функции по комплектованию, хранению и использованию архивных документов, делегированные ему Учредителем в пределах предоставленных Учреждению полномочий.

2.4. В случае осуществления Учреждением видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательному лицензированию или для осуществления которых необходимо получение специального разрешения, Учреждение приобретает право осуществлять указанные виды деятельности только после получения соответствующей лицензии (разрешения) в порядке, установленном действующим законодательством.

2.5. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.

2.6. Учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

2.7. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано:

  • осуществлять прием документов на депозитарное хранение;
  • проводить в установленном порядке экспертизу ценностей документов, хранящихся в организациях;
  • выполнять работы по профилю основной деятельности по комплектованию, хранению и использованию архивных документов.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в областной бюджет.

2.8. Состав документов Учреждения:

2.8.1. В состав документов Учреждения входят архивные фонды и архивные документы Архивного фонда Российской Федерации на любых видах носителей, подлежащие постоянному хранению и образовавшиеся в процессе деятельности:

  • местных органов КПСС и ВЛКСМ, первичных партийных и комсомольских организаций; партийных фракций государственных, профсоюзных и кооперативных организаций, политуправлений, политотделов предприятий, учреждений, организаций; научных и научно-исследовательских учреждений партии; партийных, партийно-советских и комсомольских организаций в период гражданской и Великой Отечественной войн;
  • партийных организаций до Октябрьской социалистической революции, документов Истпартов, отделений Общества старых большевиков; легальная и нелегальная партийная литература дореволюционного периода; документы периода оккупации во время гражданской и Великой Отечественной войн;
  • местных штабов партизанского движения во время Великой Отечественной войны;
  • управления ФСБ РФ по Воронежской области (фонды архивно-следственных и фильтрационно-проверочных дел);
  • общественных организаций, объединений, политических партий, движений, союзов, благотворительных фондов, действующих на территории области (далее — общественных организаций);
  • негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ и др.), учреждений, организаций и предприятий, средств массовой информации;
  • документы юридических и физических лиц, в том числе документы личного происхождения, фамильные (семейные) архивы, документальные коллекции, воспоминания лиц, связанных с историей области, поступившие на законном основании в собственность, в том числе из-за рубежа.

2.8.2. Кинодокументы, фонодокументы, фотодокументы, видеозаписи, документы на машинных носителях.

2.8.3. Страховой фонд копий особо ценных документов, хранящихся в Учреждении, а также копии документов профиля Учреждения, хранящихся в других архивах.

2.8.4. Учреждение хранит учетные документы, архивные справочники, печатные, иллюстративные и другие материалы, дополняющие и раскрывающие состав и содержание фондов Учреждения.

2.8.5. Документы, находящиеся в частной собственности, включаются в состав Архивного Фонда Российской Федерации на основании экспертизы их ценности и поступают в государственную собственность Воронежской области — на хранение в Учреждение, с согласия собственников указанных документов. При этом передача права собственности на документы оформляется соглашением (договором), заключаемым между собственником документов и Учреждением.

3. Организация деятельности, права и обязанности Учреждения

3.1. Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат действующему законодательству, настоящему Уставу.

Учреждение выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников.

Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

3.2. Для выполнения уставных целей, в соответствие с действующим законодательством, Учреждение имеет право:

  • осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, заданиями Учредителя и Департамента, и если иное не установлено законом распоряжается этим имуществом с согласия Департамента.
  • для достижения целей создания Учреждения заключать договоры с физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом;
  • временно хранить, в том числе на депозитарной основе, документы, находящиеся в частной собственности, в порядке и на условиях, определяемых в соглашении (договоре) между собственником документов и Учреждением;
  • принимать участие в уже существующих ассоциациях (союзах), образованных в соответствии с целями деятельности и задачами Учреждения;
  • создавать и ликвидировать по согласованию с Учредителем свои филиалы и представительства (без прав юридических лиц), на территории Российской Федерации и иностранных государств:
    • § филиалы и представительства осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждаемых руководителем Учреждения;
    • § руководители представительств и филиалов назначаются Учреждением и действуют на основании его доверенности;
    • § представительства и филиалы должны быть указаны в Уставе Учреждения;
  • открывать лицевые счета;
  • по согласованию с Учредителем планировать свою деятельность и определять основные направления и перспективы развития Учреждения;
  • получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Уставом платной деятельности из областного бюджета, согласно утвержденным сметам;
  • получать в установленном порядке от учреждений и организаций — источников комплектования необходимые сведения о состоянии их архивов и организации документов в делопроизводстве;
  • иметь своих представителей в экспертных и ликвидационных комиссиях учреждений для решения вопросов сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации;
  • участвовать в работе коллегий и других совещательных органов учреждений при рассмотрении ими вопросов, относящихся к компетенции Учреждения;
  • привлекать в установленном порядке из других учреждений квалифицированных специалистов в качестве консультантов, экспертов;
  • иметь авторские права на подготовленные изданные и не изданные Учреждением сборники документов, справочники и другие издания в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными и иными правовыми актами Воронежской области;
  • проводить аттестацию руководящих работников;
  • в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом совершать в рамках закона иные действия.

3.4. Учреждение обязано:

  • нести ответственность за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции;
  • обеспечивать гарантированные действующим законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты своих работников;
  • обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и проводить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством;
  • обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
  • осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться в результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Не позднее 1 апреля направлять Учредителю копию годового отчета (баланса с приложениями и пояснительной запиской, с перечнем дебиторов и кредиторов), заверенную налоговой инспекцией. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности, должностные лица Учреждения несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
  • представлять Учредителю и Департаменту необходимую документацию;
  • составлять, утверждать и представлять в установленном Учредителем порядке отчет о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного имущества;
  • до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца предоставлять в Департамент перечень имущества для учета в реестре государственного имущества Воронежской области по установленной форме;
  • обеспечивать своим работникам доступ к информации с соблюдением требований законодательства о государственной тайне;
  • обеспечивать сохранность служебной и государственной тайны, не допускать разглашения персональных данных физических лиц и иной охраняемой законом информации. Работники Учреждения обязаны соблюдать требования законодательства о государственной тайне;
  • выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Воронежской области;
  • информировать Учредителя, о выявленных недостатках в сохранности документов и организации работы с документами в делопроизводстве организаций;
  • разрабатывать на основе типовых норм, а также самостоятельно, и утверждать нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемые Учреждением;
  • выполнять иные обязанности и обязательства в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и приказами Учредителя.
4. Средства и имущество Учреждения

4.1. Имущество Учреждения находится в государственной собственности Воронежской области, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним приказом Департамента на праве оперативного управления. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет, в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.

4.2. Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются:

  • имущество, переданное Учреждению его собственником или Учредителем;
  • средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Воронежской области согласно утвержденной Учредителем смете или в соответствии с областными целевыми программами;
  • дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

4.3. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

  • эффективно использовать имущество;
  • обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
  • не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации;
  • осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденной бюджетной сметы.

4.4. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Списание закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления имущества осуществляется Департаментом.

Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной Учредителем бюджетной сметой.

4.5. Департамент в отношении имущества, закрепленного за Учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

4.6. Учреждение, помимо бюджетных средств, может иметь в своем распоряжении средства, которые получены из внебюджетных источников.

5. Управление Учреждением

5.1.К исключительной компетенции Учредителя относятся следующие вопросы:

  • утверждение Устава, утверждение изменений и дополнений в Устав Учреждения по согласованию с Департаментом;
  • определение основных направлений деятельности Учреждения,
  • утверждение бюджетной сметы Учреждения;
  • назначение и освобождение от должности руководителя Учреждения;
  • назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

5.2. Учреждение возглавляет Руководитель. Руководитель Учреждения назначается и освобождается от должности Учредителем.

Учредитель заключает с руководителем трудовой договор и согласовывает его с Департаментом.

Трудовой договор может быть расторгнут или перезаключен до истечения срока по условиям, предусмотренным трудовым договором или действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. Руководитель в силу своей компетенции:

  • осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения;
  • без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех организациях, в судах, как на территории России, так и за ее пределами;
  • в пределах, установленных трудовым договором и настоящим Уставом Учреждения, заключает сделки, договоры (контракты), соответствующие целям деятельности Учреждения, выдает доверенности, открывает лицевые счета;
  • по согласованию с Учредителем утверждает в пределах своих полномочий штаты и структуру Учреждения;
  • выполняет иные функции, вытекающие из настоящего Устава.

5.4. Взаимоотношения работников и руководителя, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде.

6. Отчетность и контроль за деятельностью Учреждения

6.1. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется Учредителем, Департаментом и иными органами государственной власти в пределах их компетенции.

6.2.Контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, переданного Учреждению в оперативное управление, осуществляет Учредитель и Департамент.

6.3. Учреждение обязано ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых Учредителю.

7. Страхование

7.1 Имущество Учреждения и риски, связанные с его деятельностью, страхуются в соответствии с действующим законодательством.

8. Реорганизация и ликвидация Учреждения

8.1.Прекращение деятельности Учреждения может осуществляться в виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации:

  • по решению правительства Воронежской области;
  • по решению суда, по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Учредитель создает ликвидационную комиссию, в состав которой должен быть включен представитель Департамента. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Учреждением.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его Учредителю. Ликвидационный баланс согласовывается с Департаментом.

8.3. При ликвидации Учреждения имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, поступает в распоряжение Департамента.

8.4. Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение прекратившим свою деятельность, с момента исключения его из Государственного реестра юридических лиц.

8.5. При ликвидации и реорганизации Учреждения, увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.6. При реорганизации Учреждения вносятся необходимые изменения в Устав и Государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей, возлагаемых на Учреждение, к его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с действующим законодательством.

8.7. При прекращении деятельности Учреждения все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику (правопреемникам). При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, документы по личному составу (приказы, личные дела и другие) передаются по решению архивного отдела на государственное хранение в один из государственных архивов области.

Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивного законодательства.